понедельник, 21 апреля 2014 г.

Великие замки Бордо



 Бордо многое зависит от года, насколько он был солнечным, жарким или дождливым. Величайшие миллезимы, за историю 20-го века, считаются:
1945 г
1947 г
1949 г
Был еще 1911 год великим, но сейчас его не учитывают, потому что этого года сегодня нет практически. 
1945 г. - сверх редкий год, конец войны, вина было выпущено мало. Это концентрированные, плотные вина.
1947 г. - роскошные, откровенно сладкие вина, как будто полусухие, с нотками портвейна.
Сотерны 1947 года лучшие (а вообще самым лучшим считается 1921 г.)
1949 г. - самые элегантные, у всех появились деньги на дубовые бочки. Уже было произведено больше вина.

В 20-м веке самыми лучшими винами считаются 3 вина:
- Chateau d'Yquem, 1921 г.
- Chateau Mouton-Rothschild, 1945 г.
- Chateau Cheval Blanc, 1947 г. (это было почти полусухое вино, такое сладкое и концентрированное, но сейчас уже скорее всего тот сахар в осадке, имеет потенциал вдвое больше, чем все остальные года).

Первая великая пятерка  

Chateau Lafite Rothschild (Бордо, Медок, Пойак)

Первые лозы были посажены Жаком де Сегюром, чья семья впоследствии стала известной винодельческой семьей в Бордо. К ним принадлежали несколько хозяйств Chateau Mouton, Chateau Calon-Segur, Chateau Phelan-Segur. За Лафитом аристократы охотились еще в конце 17 века. Его предпочитали мадам Помпадур, позже мадам Дю Барри, и английская знать. Но позже у семьи Сегюр были трудные времена, в связи с долгами, и они выставили виноградник на аукцион. 
8 августа 1868 года, барон Джеймс де
Ротшильд, глава французской ветви семьи Ротшильдов, приобрел виноградники Лафит (Chateau Lafite), имение остается в семье и по сей день. Барон умер через три месяца после совершения сделки, а хозяйство перешло в собственность его трех сыновей: Альфонсу, Густаву и Эдмону. К тому времени хозяйство владело 74 гектарами виноградников. Как знак, приветствующий приход нового владельца, урожай 1868 года был фантастическим.
Chateau Lafite-Rothschild, оборот этого вина долгое время был главной финансовой операцией семьи Ротшильдов. Романовы, в свое время, в связи с войнами, истощившими казну, взяли у Ротшильдов огромный бюджет, условием этого кредита было то, что Лафит будет продаваться на протяжении полувека в больших количествах и везде. И в итоге Романовы сдержали свое слово и по продажам смогли догнать даже Англию. То же самое было с Англией, Бельгией. Вино, так сказать, стало международной валютой.
Во время второй мировой войны у Лафита была большая беда. Именно этот уютный замок нацисты облюбовали под штаб квартиру. Естественно много всего было разрушено. Восстановление потребовало колоссальных инвестиций, начали восстанавливать с 1945 года вплоть до 1980 года.

Chateau Lafite-Rothschild расположен в Пойяке на плато, средняя толщина гальки порядка 4 м, исторически основа Лафита составлял Каберне Совиньон 80% (но уже в наши дни, во второй пол 20 века, процент упал до 70%), мерло - если в начале 20 века было 3-5%, то сейчас 25% и 5% в сумме приходится на Каберне Фран и Пти Вердо. Раньше их использование было обязательным, то сегодня их могут вообще не добавлять. В зависимости от года, насколько он был жарким или дождливым, проценты, конечно меняются. 

Площадь виноградников 100 га. Средний возраст лоз не превышает 50 лет.
Выдержка в дубе 20 мес. 
Само вино танинное, именно в Лафите впервые стали применять микро-оксигенацию. Поэтому его можно пить в молодом возрасте.
Фантастическое качество и это стиль.

Chateau Mouton-Rothschild

Есть такая поговорка "Первым быть не могу, вторым - не хочу, Я - Мутон". Это был ответ на официальную классификацию хозяйства в 1855 году, где ему было отдано место во втором Гран Крю, а не в первом. Натаниель де Ротшильд (1812-1870) родился в Лондоне, он приходит из британской династии Ротшильдов. В 1850 году переезжает в Париж, а в 1853 году приобретает Chateau Brane Mouton, который находится тоже в Пойяке. И не был бы он Ротшильдом, если бы не переименовал его в свое имя - Chateau Mouton Rothschild (его дядя Джеймс Ротшильд приобрел Шато Лфит по соседству в 1868 г.).
Когда замок попал в коллекцию семьи Ротшильдов, отнеслись к этому без энтузиазма вплоть до 1922 года. В 1922 году юный
Филипп Ротшильд выпросил у деда (Натан Ротшильд) этот замок на день рождения. Ему было тогда 20. Дед отказать не смог и у юного Ротшильда появилась своя игрушка. Он созвал всех своих богемных друзей, они куролесили, веселились, много писала желтая пресса об оргиях в Мутоне. Но среди этих друзей было очень много людей искусства. И соответственно вино, которое они пили на виноградниках, стало пользоваться спросом в Париже, именно как вино "золотой молодежи". И поэтому идея делать Мутону веселые этикетки, нескучные, не классические, разноцветные, яркие, с современным искусством осенила Филиппа в 1924 г и он попросил своего близкого друга, художника Жана Карлю нарисовать этикетку. Карлю был кубистом и первые его
эскизы были неудобочитаемы, и, в конце концов, он нарисовал голову барана. И та этикетка оставалась неизменной до конца второй мировой войны. Для первого урожая после войны он решил изменить этикетку и Филипп Жулиан нарисовал букву V - victory на этикетке, в честь победы над фашистами. И получили рекордные продажи благодаря тому, что этикетка вновь изменилась, и барон решил менять этикетки каждый год. С тех пор каждый год бутылку нового года урожая украшает какое-нибудь произведение известного художника. 




Самыми выдающимися были следующие года: 
1970 год - рисунок Шагала, 










1973 год - Пикассо, 











1975 год - Энди Уорхол. 













Самой скандальной этикеткой оказалась этикетка 1993 года. На ней была обнаженная девушка. То что считалось для Европы нормальным, то в Америке прозвали ее "детской порнографией". Тогда был какой-то эпатаж всех коллекционеров, все коллекционеры покупали именно эту бутылку. 2000 год был без рисунка - три нуля, миллениум. 2004 год - нарисовал принц Уэльский. Как смог, так и нарисовал. 
Он был одержим идеей делать лучшие вина в мире. Благодаря его характеру и целеустремленности он добился того, что его включили в первое Гран Крю классе в 1973 г. Это был единственный и неповторимый раз, когда что-то меняли в Бордосской классификации от 1855 г. 

По стилистике Мутон, как и Лафит, почти моносепажен.
Каберне Совиньон - с 85% сократился до 75-77%.
Зато повысился процент Каберне Фран, его всегда больше, чем Мерло на 1%. 
Пти Вердо добавляется в жаркий год, несколько процентов.
Выдержка 18 месяцев в новых бочках. Бочки всегда максимально обжаренные.

Chateau Margaux

Историю можно начать со слов "когда-то Шато Марго...". 
Еще в 12 веке он был известен как "La Mothe de Margaux" (Ла Мот де Марго, Мот - холм) и в то время у него не было никаких лоз. Старое название произошло не случайно; в плоском регионе, как Медок, было легко отличить малейший холм, потому как величайшие вина всегда производятся на склонах, где обеспечен хороший дренаж. В то время Бордосский кларет был принят в качестве столового вина для короля Англии Ричарда Львиное Сердце.
Последовательные владельцы "Ла Мот де Марго", конечно, были важные господа, но именно Пьер де Лестоннак (Pierre de Lestonnac) посадил виноградные лозы, вместо зерновых культур. В конце 17 века Шато Марго занимал 265 гектаров земли. Так родился Шато Марго.
В самом начале 18 века Берлон был первым, кто настоял на том, что красные и белые сорта винограда нужно сажать и винифицировать отдельно, а собирать урожай нужно в послеобеденное время, в период высыхания росы. Он большое внимание уделял особенностям терруара. При Берлоне в шато стали делать превосходные вина. 
Маркиз Бертран Дуа де Ла Конолилла (Marquis Bertrand Douat de la Colonilla), который вернулся во Францию из Испании, приобрел Шато Марго. Он приказал снести старый замок и в 1810 году начали строительство нового замка, красотой которого восхищаются сегодня. Строительством замка занимался модный архитектор Бордо - Луи Комб. Его сейчас часто называют "Версалем Медока", который является редким примером стиля нео-палладиан (neo-palladian style).  
В 1977году Шато Марго купил Андре Менцелопулос, владелец гостиниц. Под его
управлением с 1977 по 1980 год были произведены работы по восстановлению самого поместья, реструктуризации виноградников, также были обустроены новые подземные подвалы, предназначенные для хранения вина. Энолог Эмиль Пейно возродил создание вторых знаменитых вин Шато Марго - Павийон Руж и Павийон Блан.
Павийон Блан появился в 1955 г., вино из 100% Совиньон Блана, которого стали делать в стиле Бургундии. Ферментация в дубе, контакт с дрожжевым осадком 1,5-2 года. Пробовать надо через 8 лет. 
Площадь виноградников 81 га.
Выдержка - 24 месяца, все бочки абсолютно новые.
Из всех великих вин виноград Шато Марго собирают позже всех.   
Аромат дает практически десертного вина.
Каберне Совиньон примерно 75-78%
Мерло 20%
В удачные года добавляют Пти Вердо 3-5%.

 Chateau Latour 

История этого замка далеко уходит в 14 век, хотя лозы, которых мы сегодня знаем, еще не были посажены до 17 века. Приблизительно в 1378 году, упоминается крепость Латура, тогда еще во время столетней войны, как крепость, которая охраняла Французского короля. В этих местах шли боевые действия между англичанами и французами. После трех дней осады англо-гасконцы захватили крепость. До конца 16 века Латур был в руках Лорда, чьи совладельцы получали арендную плату у фермеров, которые выращивали зерновые культуры в этих землях. Виноградные лозы, тогда еще, занимали не
все земли, но вино делали , хранить их не умели, поэтому выпивали весь запас за год. Все изменилось после успешного брака Марии Терезы де Клозель, наследницы Шато Латур, с Александром де Сегюром, которого звали в своих кругах "принцем виноградной лозы". С этого момента настоящая история великого вина началась. Перед тем как он умер в 1716 году, он приобрел Шато Лафит. Позже его сын, Николя Александр де Сегюр, президент парламента Бордо, увеличивает семейные владения, в 1718 году с приобретает Мутона и Калона. Вина Николя Александра были представлены французскому двору и Людовик 15 был от них в восторге. Престиж и мировую известность винокурни маркиза де Сегюра добились еще при его жизни.
Шато Латур расположен на южной окраине Пойака, граничит с виноградником из Сэнт-Джулиена Chateau Léoville Las Cases. После того как Шато Латур принадлежал английской группе компаний Pearson Group, владельцам Financial Times и Harvey’s of Bristol, замок передается Allied Lyons в 1989 году и был затем куплен в 1993 году французским миллиардером-промышленником Франсуа Пино (François Pinault), чья империя включала Ив Сен-Лоран, Гуччи и аукционного дома Кристи (Christie’s Auction House).
из м/ф "Рататуй", шеф-повар Скиннер выпытывает
секрет о крысеныше, используя Шато Латур 1961 г. 

Виноградник находится максимально близко к реке Жиронди, он официально признан самым стабильным по качеству. Слой гальки 10 метров. Сама галька очень крупная. И поэтому Каберне Совиньон вызревает всегда, река отдает дополнительное тепло и галька аккумулирует. По этой причине Латур единственный из великих замков, который никогда не снижал процентное содержание Каберне Совиньона, так сказать, самый Кабернесовиньонистый замок. Каберне Совиньон минимум 80%, Мерло - 15-18% (раньше Мерло почти не использовалось, вместо мерло был конене) и по одному проценту добавляют Каберне Фран, если год был жарким, сухим, "капля нежности", Пти Вердо, если год был сырым, "капля мужества".

Несмотря на консерватизм по стилистике, Латур официально объявил в 2003 году, что подвергает свое вино, перед розливом, облучению инфракрасными лучами. Такая обработка ускоряет конденсацию танинов, ускоряется естественный процесс слипания и смягчения танинов. Это вызвало некие недоумения, но потом выяснилось, что все остальные Шато уже давно используют такую обработку, только никогда никому не говорили, просто Латур был первым кто сказал это всенародно.
Площадь виноградника 65 га, самая маленькая из всех великих, из которых собственно на Латур идет 40 га, а остальная часть - для второго вина. 100% новый дуб, выдержка составляет 15-18 мес.
К Латуру очень разное отношение. Один французский сомелье сказал "Латур невыносим". Это вино настолько совершенно, что невозможно пить Латур и болтать, это вино которое полностью переключает на себя, вино которое буквально манипулирует и после которого вы всегда другой. 
Латур самый чистый, с энологической точки зрения. Термин "Чистое вино" понимают по разному. Дело в том, что любое вино содержит некую порцию сероводорода, это неизбежно, потому что дрожжи в ходе своего метаболизма выделяют сероводород, также как спирт и углекислый газ, культурные дрожжи выделяют мало сероводорода, дикие дрожжи - много. Но когда его немножко в вине, мы не воспринимаем это как тухлые яйца, мы это называем чувственное вино, в пино нуаре всегда очень много сероводорода, это такой стиль Бургундский. Когда сероводорода нет совсем, как допустим в Романе Конти (Romanee Conti), говорим холодное вино, строгое. Нет этой теплоты какой то. В Латуре идеальная чистота, как Романе Конти, вино для интеллектуалов.  

Chateau Haut-Brion

В 1525 году Жан де Понтак (Jean de Pontac) получил начальный участок Шато О Брион в качестве приданого жены Жоан де Беллон (Jeanne de Bellon). В 1533 году Жан де Понтак (Jean de Pontac) купил титул О Брион (Haut Brion) для имения. С тех пор он только расширял земли О Бриона, в 1549 году стал строить большой дом. Восхищенный местным терруаром, он начал строить здание в песчаной зоне у подножия холма. 
После смерти его жены Жоан, он женился еще дважды. Во второй раз ему было 76. Он имел 15 детей со всех его браков, что возродил настоящую династию, которая позже была уже заметной в регионе. Понтак
умер в возрасте 101 лет, в уме и твердой памяти, без долгов и без депозитов.
Золотым веком для Шато О Бриона можно считать 18 век. В декабре 1749 года после смерти отца Джозеф де Фумел (Joseph de Fumel) получил в наследство Шато О Брион. После блестящей военной карьеры он поселился в замке, в тишине и уединении и посвятил всю свою энергию для виноделия. Он жил вместе с дочерью Марией-Луизой (Marie-Louise), которая была замужем за капитаном Швейцарской гвардии Ватикана Дю Барри (законный брат мадама Дю Барри), также с племянником Понс де Фумел и племянницей Лаурой. 
Джозеф де Фумел продолжил дело, начатое его предшественниками, увеличивая известность своих вин за границей. Англия была излюбленным местом, кроме Англии он отправил вино в Швецию, где высоко оценили. Также он начал строительство парка, садов в окрестностях имения, которые существуют до сих пор. Здесь я пропущу многих многих владельцев этого дома, и сразу дойдем до семьи Диллонов.  
Кларенс Диллон (Clarence Dillon, 1882-1979) - влюбленный во Францию американский финансист. Любовь к Франции у него было семейное. Корни его матери происходили из Франции. Он изучал Французскую архитектуру, искусство. Когда он был в Париже, он брал начальные курсы в высшей школе кулинарного искусства Le Cordon Bleu. В 1910 году из Франции он вернулся в США. Выпускник Гарварда вскоре встретил Уильяма А. Рид (William A. Read), в чью банковскую фирму он вступил в 1913 г, впоследствии она была переименована в Dillon, Read&Company в 1921 г. С 1933 года он искал себе поместье во Франции, и зимой 1934-1935 г. отправился с визитами в Шато, вместе с винным брокером Даниелем Луотоном. (в списке находился Chateau Cheval Blanc). Не было бы счастья, если бы они не потерялись в тумане, и совершенно случайно вышли на замок Шато О Брион. В 1935 г. была совершена покупка. В годы войны Диллон
преобразовал Шато О Брион в больницу, чтобы обеспечить уход за ранеными для французской армии. Также Диллон пожертвовал много тысяч франков для поддержания армии. В знак признания французское правительство выдвинуло его из звания офицера легиона до коммандора.
После войны вино Шато О Брион стало любимцем Эмиля Пейно, он выделял О Брион особо, он всегда рассуждал, что это вино никогда не утомляет, даже будучи молодым. Он исследовал стилистику О Бриона и выяснил что в этой винодельне стабильно, постоянно, естественным образом ЯМБ (яблочно-молочное брожение) всегда идет до конца. Тогда еще не вызывали искусственно. В начале 1980-х годов он издал рекомендацию, что искусственное, принудительное применение ЯМБ обязательно для всех красных вин. И в настоящий момент все красные европейские вина делаются с обязательным ЯМБ. 
В 1961 году это первый великий замок, который поставил емкости из нержавеющей стали для брожения. 

Стоит также отметить белое вино О Бриона. Вино уникально, 55% - семильон, 45% - совиньон блан, крошечный участок - 3 гектара. Совиньон Блан имеет редкое вирусное заболевание, он болеет этипиозом. Ягоды лозы больной этипиозом, гораздо меньше стандартной, почти нету мякоти одна кожица и по силе кислотности и аромата, он как бы сконцентрирован в три раза, чтобы уравновесить эту кислотность, в О Брионе используют из Альесского дуба (самые сладкие бочки). Брожение и выдержка в этих бочках. 
Редкое и фантастическое белое О-Брион, по цене нередко соперничаюшее со своим красным собратом. 

Площадь у О-Бриона 44 га
средний возраст лоз 40 лет.
Красное вино выдерживают 20-22 мес в новых бочках    
Каберне Совиньон 45%
Мерло 37%
Каберне Фран 18%.

Комментариев нет:

Отправить комментарий